Детские пособия в регионах        10 августа 2018        204         0

Судебная практика земля инвалидам

Судебная практика земля инвалидам

9. Индивидуальный предприниматель приняла к себе на работу родную дочь. Приняла официально. Зарплату платила «по белому», налоги перечисляла, взносы в Пенсионный и иные фонды тоже. Однако, по прошествии нескольких месяцев случилась такая «оказия» — работник (дочь) представила справку из Перинатального центра о беременности, которая работодателем, по всем существующим правилам и действующим нормативно-правовым актам была предъявлена в Фонд социального страхования. Фонд сам долго-долго «рожал» и выдал предпринимателю результат своей деятельности – предпринимателем создана искусственная ситуация для получения средств из бюджета Фонда обязательного социального страхования. Суд, признавая данное решение недействительным, подробно рассказал фонду о нормах трудового законодательства, основанного на недопустимости дискриминации, социальном характере государства. Не присваивая себе чужих заслуг, хотим отметить то обстоятельство, что участие специалистов нашей кампании, в рамках настоящего дела, было ограничено устными консультациями и подготовкой процессуальных документов (в первую очередь заявления в Арбитражный суд Тюменской области ). Свои права непосредственно в суде предприниматель защищала самостоятельно и, на наш взгляд, блестяще справилась.

7. Решением Тобольского городского суда было отказано в удовлетворении требований по возложению обязанности на судебного пристава-исполнителя воздержаться от действий направленных на наложение арестов, запретов на совершение регистрационных действий и иных действий, препятствующих реализации автомобиля, являющегося предметом залога и подлежащему реализации для исполнения договора займа. (подробнее>>)

Выделение земельного участка инвалидам

В заявлении также указывается предполагаемое целевое использование участка, местоположение, льготная категория заявителя, бесплатное условие предоставление.
После подачи документов в течение 14 суток выдается постановление, предоставляющее собственности на землю. Свидетельство регистрации прав собственности оформляется в течение 30 суток с момента подачи документов.

  • Заявления с указанием расположения земельного участка, группу инвалидности и льготную категорию. Укажите, что участок будет предоставлен бесплатно, согласно с действующим законодательством. Обозначьте цель получения земельного участка;
  • Копии паспорта гражданина РФ;
  • Идентификационный налоговый номер;
  • Заключения ВТЭК о наличии инвалидности;
  • Справки о месте регистрации, которую выдает участок жилищно эксплуатационного сервиса.

Судебная практика земля инвалидам

Однако отметим, что при обращении в прокуратуру сроки разрешения вопроса несколько больше, чем при самостоятельном обращении в суд, так как сотрудникам прокуратуры необходимо время на рассмотрение жалобы, принятие по ней решения и для подготовки и направления заявления в суд.

Предоставление участков инвалидам является исключением из общего правила, закрепленного Земельным кодексом РФ, с учетом сложившейся судебной практики и правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ. В частности, правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14.03.2011 г. по делу № 33-2246, кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.01.2011 г. по делу № 33-549 и др.

Порядок выделения земельного участка инвалиду

Выбор осуществляется с учетом санитарных и противопожарных норм. В соответствии с действующим законом земельный надел под строительство гаража не может быть удален от места жительства заявителя на расстояние более 400 м. Получив в собственность земельный надел, заявитель не имеет права производить на нем капитальные строительные работы (например, запрещено производить устройство фундамента).
Статьей 15 ФЗ отмечены условия предоставления и пользования землей, переданной лицам с ограниченными возможностями, которые предполагают передачу таких участков на тех же условиях, что и под жилищное строительство. Поэтому заявитель для получения земли не должен участвовать в каких-либо торгах или конкурсах.

В результате участие в аукционе лишает льготную категорию людей возможности воспользоваться своим законным правом. Поэтому инвалидам по закону можно не участвовать в публичных торгах. Об этом гласит Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 г.

Как бесплатно получить земельный участок инвалиду

    • документ, удостоверяющий личность человека;
    • документ, который подтверждает регистрацию по месту постоянного проживания;
    • ИНН (свидетельство о регистрации в налоговой инспекции);
    • заключение медико-социальной экспертизы о назначении группы по инвалидности;
    • справку, которая подтверждает, что раньше человек, имеющий инвалидность, не реализовывал возможность в получении земли.

В законодательстве РФ ограничения в выделении земли этой льготной категории граждан в первую очередь не предусмотрены. В противном случае, права этих людей считаются нарушенными, а бездействие местной администрации не будет основанием, повлекшим за собой ухудшение этих прав.

Предоставление земельных участков инвалидам

Права инвалидов в области первоочередности получения земли не могут быть ограничены. Достаточно того, чтобы предпочтенный участок числился свободным, то есть не должен находиться во владении третьих лиц. Данное право сохраняется за гражданином-инвалидом даже в том случае, если у него в собственности уже имеются земельные участки.

Государство заботится о правах инвалидов – предоставляет им земельные участки.
Несколько лет назад российское земельное законодательство претерпело серьезные изменения. Нововведения установили новые правила предоставления гражданам земельных участков. Теперь земельные наделы все желающие могут получить в собственность или в пользование по договору аренды из муниципальных или федеральных земель, только лишь принимая участие в публичных торгах, где имущество приобретается лицом, предложившим самую высокую цену. Однако надо заметить, что государство защитило в этом вопросе права людей, относящихся к льготной категории населения – это инвалиды. Данные граждане составляют исключение в уравнивании прав по данному вопросу.

Земельные участки для инвалидов

Право на приобретение земли в первую очередь имеют инвалиды абсолютно всех групп, невзирая на трудоспособность. Очень важно знать, что гражданин с инвалидностью не должен принимать участие в земельных аукционах, поскольку это лишит его права на приобретение участка без очереди.

Большие изменения коснулись законов Российской Федерации о земле. На сегодняшний день вопрос предоставления участков решается только через публичные торги. Порядок стандартный, который принят на всех аукционах — выигрывает торги тот, кто предложил наиболее высокую стоимость.

Предоставление земельных участков в собственность бесплатно инвалидам

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Интересное:  Махачкала материнский капитал

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Судебная защита прав инвалидов (Гусев А

Социальная защита инвалидов — одно из важных направлений государственной политики. В законодательстве она представлена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Меры правового характера в системе социальной защиты инвалидов определены как в международных документах, так и в национальном законодательстве отдельных стран. Все они направлены на создание в государстве для инвалидов возможностей для нормальной жизнедеятельности, в том числе для реализации предоставленного Конституцией РФ всем гражданам страны права на труд, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др. Так, Конвенция МОТ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, принятая 20 июня 1983 г. (ст. 2 — 4, 8), обращает внимание на необходимость учитывать принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом, в том числе мужчин и женщин. Особое внимание уделено организации и оценке служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов изложены в Резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. В них подчеркивается, что инвалиды и их организации являются полноправными партнерами в обществе.
Основополагающим международным актом в рассматриваемой сфере можно назвать Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Провозглашено право инвалидов на жизнь, образование, труд, на наиболее достижимый уровень здоровья, доступ ко всем видам услуг, равенство со всеми другими гражданами перед законом и доступ к правосудию и т.д. (ст. 5, 10, 12, 13, 23 — 25, 27, 28 и др.).
Рекомендации международных документов восприняты многими российскими нормативными правовыми актами. Назовем основные из них: Трудовой и Жилищный кодексы РФ, Федеральные законы от 17 июля 1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Закон о социальной помощи), от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон о ветеранах), от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон об инвалидах), от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Закон о социальном обслуживании инвалидов), от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Трудовой кодекс РФ устанавливает для инвалидов определенные гарантии в сфере труда (ст. 95, 99, 128 и др.).
В Законе о социальной помощи речь идет о социальных услугах, предоставляемых инвалидам различных категорий, включая инвалидов войны, детей-инвалидов (см. ст. 6.2, 12.1 и др.).
Инвалидам войны особое внимание уделено в Законе о ветеранах. Например, они имеют льготы по пенсионному обеспечению, при улучшении жилищных условий и установке квартирного телефона, оплате жилой площади и оплате коммунальных услуг; право на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, профессиональное обучение.
Закон об инвалидах гарантирует данной категории граждан России (помимо того, о чем уже было сказано выше) оказание квалифицированной медицинской помощи, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры, ежемесячные денежные выплаты, социально-бытовое обслуживание (ст. 9 — 11.1, 13 — 15, 17, 28 — 28.1).
Закон о социальном обслуживании инвалидов дополнительно предусматривает право этой категории граждан на осуществление трудовой деятельности в стационарных учреждениях социального обслуживания, получение отпуска продолжительностью 30 календарных дней (ст. 13).
Как видно даже из перечисленного выше, российское законодательство предусматривает широкие возможности для обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности, но, к сожалению, далеко не всегда оно определяет конкретный механизм реализации этих возможностей, ряд правовых норм вообще носит декларативный характер. На проблемы, связанные с реализацией прав инвалидов, неоднократно указывал в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в России. Не получив разрешения своих проблем в учреждениях государственной власти и управления, инвалидам приходится обращаться за судебной защитой своих прав.
Анализ судебной практики дает основания утверждать, что наиболее часто инвалиды имеют претензии к медико-социальной экспертизе, устанавливающей инвалидность, обеспечению их техническими средствами, оказанию им квалифицированной медицинской помощи, предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, жилплощади и земельных участков.
Приведем конкретные примеры.
Уполномоченный по правам человека в России в одном из своих докладов обратил внимание на дефекты правового регулирования установления инвалидности детям с синдромом Дауна. Синдром Дауна не включен в действующий Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (без указания срока переосвидетельствования) устанавливается детям не позднее чем через два года после первичного признания их инвалидами (установления категории «ребенок-инвалид»). Инвалидность детям с синдромом Дауна устанавливается не при рождении, а чаще всего по достижении ими трех лет. Первичную инвалидность дают на один год с дальнейшим переосвидетельствованием, оформление и прохождение которого требует от родителей ребенка немалых испытаний. При этом результат переосвидетельствования известен заранее: заболевание не исчезнет.
Такой пробел в регулировании данного вида отношений при установлении инвалидности детям с синдромом Дауна требует своего устранения.
Согласно ст. 15 Закона об инвалидах планировка, строительство и реконструкция административных и жилых зданий и сооружений осуществляются с учетом приспособлений для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. На практике это требование закона никогда не соблюдалось должным образом. За 18 лет с момента его вступления в силу немало зданий возведено и принято в эксплуатацию без всяких пандусов. В настоящее время при входе в административные здания пандусы уже стали появляться, но в многоквартирных жилых домах, в которых проживают собственники квартир, с оборудованием пандусов возникают трудности. Причина в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом своего дома. Поэтому и вопрос установки пандуса должен решаться на общем собрании собственников. Как показывает анализ поступивших в отчетном году жалоб, согласия на установку пандуса они обычно не дают и, надо признать, имеют на это полное право . Налицо противоречие между нормами Закона об инвалидах и Жилищного кодекса РФ.
———————————
Реплика редактора: представляется дискуссионным утверждение автора о том, что отсутствие согласия собственников жилья в многоквартирном доме на установку пандуса выступает непреодолимым препятствием в реализации специальных норм, имеющих императивную направленность в целях создания минимально необходимых условий для активной жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями.

Интересное:  Уголовная ответственность за неуплату алиментов отменена

Вологодский областной суд в первую очередь сослался на ст. 6.2 Закона о социальной помощи, согласно которой в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Далее было указано, что п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, предусматривает приобретение путевок на санаторно-курортное лечение Фондом социального страхования РФ. В силу п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или в органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего 2012 г. для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. На основании п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Как видно из приведенных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение, и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Доводы ответчика о недостаточности финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, не являются основаниями для отказа инвалиду в судебной защите таких прав.
Анализ действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон в рассматриваемой сфере, свидетельствует: право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе о социальной помощи также нет положения о получении гражданином путевки в порядке очередности. Есть основания утверждать, что право на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний как средство реабилитации инвалида должно реализовываться ежегодно и без каких-либо условий.
Далеко не со всеми судебными решениями, постановленными при обращении инвалидов за своей защитой, можно согласиться. В качестве примера приведем дела о первоочередном предоставлении инвалидам земельного участка.
В мае 2012 г. гражданка, являющаяся инвалидом 2-й группы, обратилась в Ростовский районный суд Ярославской области с исковым заявлением, в котором просила обязать орган местного самоуправления предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Из иска следовало, что в 2010 г. она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для указанной цели с учетом распространения на нее ст. 17 ЖК РФ, однако земельный участок ей так и не был предоставлен. Ростовский районный суд 27 июня 2012 г. в удовлетворении ее требований отказал, ссылаясь на п. 14 ст. 17 Закона об инвалидах. Суд исходил из того, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства относится к числу гарантий государства в жилищной сфере. Нормы ст. 17 указанного Закона направлены на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Истец ни на момент подачи заявления, ни на день вынесения настоящего решения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла.
Подобный подход к применению ст. 17 Закона об инвалидах был осуществлен и в Ленинградской области. Определением Ленинградского областного суда от 21 ноября 2013 г. оставлено в силе решение Ломоносовского районного суда от 9 сентября 2013 г. В судебных решениях указано, что оснований для предоставления истице земельного участка по упрощенной процедуре, без проведения торгов, не имелось, поскольку та не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 г

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. иск Смирновой Е.А. удовлетворен, признан незаконным отказ администрации г. Великие Луки в предоставлении Смирновой Е.А. как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона), на администрацию г. Великие Луки возложена обязанность по предоставлению Смирновой Е.А. земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. . рядом с домом . согласно схеме расположения земельного участка.