Компенсации        23 июля 2018        247         0

Закон об оффшорах

Борьба с оффшорами в России: краткий обзор законодательства

Россия в настоящий момент заключила 89 соглашений об избежании двойного налогообложения, при этом не подписала ни одного соглашения об обмене налоговой информацией, несмотря на неоднократные заявления представителей Министерства финансов о намерениях сделать это.

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в 2013 году подтвердил курс на “деоффшоризацию” отечественной экономики. Президент отметил, что в 2012 году через оффшоры были реализованы российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, что составляет пятую часть всего экспорта, половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлись на оффшоры.

Путин подписал закон о деофшоризации

Закон вводит новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Контролирующее лицо обязано уведомить налоговые органы о своем участии в капитале иностранных предприятий. За непредставление сведений о контролируемой иностранной компании либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждому предприятию.

Документ также вносит поправки в Налоговый кодекс, которые создают механизм налогообложения прибыли офшорных компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащий декларации, составит в 2015 году 50 миллионов рублей. В 2016 году он снизится до 30 миллионов рублей, а после 2017 года составит 10 миллионов рублей.

Легальность оффшорных компаний и законность их регистрации

Более половины частного капитала во всем мире размещено в 70 оффшорах, в которых ежегодно регистрируется более 65 тысяч новых компаний. Власти большинства государств, в том числе России, пытаются контролировать деятельность своих граждан, имеющих отношение к компаниям с иностранной «пропиской». Каким образом?

Поспешно принятый ФЗ № 376-ФЗ содержал заведомо невыполнимое требование: до 1 апреля 2015 г. уведомить налоговые органы о своём участии в КИК или о её контроле, в то время как процедура и форма такого уведомления Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) разработаны не были.

Закон об оффшорах

В-третьих, сложности с администрированием нового закона. Как говорит Дмитрий Квитко из IPTGroup «Насколько мне известно, не были просчитаны расходы на налоговое администрирование. Во всех зарубежных странах для того, чтобы внедрять аналогичные меры, создается специальный аппарат в налоговой службе, который занимается исключительно сбором информации о контролируемых иностранных компаниях. Тогда этот закон работает»

В соответствии нормам закона, контролирующим лицом, признаются граждане, владеющие более 50% (начиная с 2016 года, контролирующими лицами будут считаться и владельцы долей в 25%)в капитале компании, а также россияне, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем наполовину принадлежащей налоговым резидентам РФ. Аналогичные нормы закона распространяются и на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний.

Интересное:  Закон о вступлении в наследство после смерти без завещания

Изменения в законе об оффшорах в 2018 году

Борьба с оффшорными зонами стала насущной проблемой как российских чиновников, так и мирового экономического сообщества. Основная причина тому – утечка капиталов с внутреннего рынка в обход государственной казны. В связи с этим был принят ряд нормативных актов, направленных на ограничение использования данных территорий российскими компаниями. Какие именно изменения принес закон об оффшорах в 2015 году, мы и попытаемся выяснить.

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

Борьба с оффшорами в России: краткий обзор законодательства

Кредитным организациям предоставили право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также им предоставлено право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по вышеуказанным основаниям.

Ожидается, что в Конвенции примут участие и зависимые британские территории, включая Британские Виргинские и Каймановы острова. Власти этих стран согласились еще в мае 2013 раскрывать данные о клиентах из Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании, между которыми уже действует многостороннее соглашение об автоматическом раскрытии налоговой информации.

Законодательство РФ об оффшорах

Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция ужесточения законодательства в сфере борьбы с офшорами как инструментом, используемым для уклонения от уплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путём. Так, в 2013 году Президент России В.В. Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данным законом в статью закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» было введено новое понятие «бенефициарный владелец». Это физическое лицо, в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеющее (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом, юридическим лицом, либо имеющее возможность контролировать действия клиента.

Существуют также отдельные подзаконные акты, например приказ Минфина РФ «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)», в котором содержится список стран с льготными налоговыми условиями.
Помимо этого, Центральным Банком РФ издано указание «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)».

Интересное:  Загс первоуральска часы работы подать заявление на развод

Антиоффшорное законодательство

Представляем краткий обзор и ответы на часто задаваемые вопросы относительно вступившего в силу нового закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ (далее – Закон).

Законом внесены уникальные, ранее не имеющие аналогов в российском законодательстве понятия и определения, а также очень существенные изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на то, чтобы обеспечить уплату налогов с прибыли иностранных компаний (КИК), контролируемых российскими резидентами, в российский бюджет по российским правилам.

Вступил в силу новый закон РФ об оффшорах

Госдумой РФ 18 ноября этого года был одобрен законопроект о деоффшоризации. Закон приняли в двух чтениях. Депутаты каждой из фракций активно участвовали в его разработке. Текст документа опубликован на официальном портале для государственной правовой информации. Закон был одобрен Советом Федерации, подписан Президентом и 25 ноября вступил в силу.

В тексте Закона о деоффшоризации упоминаются также условия, позволяющие считать компанию контролируемой. Речь идет о зарубежной структуре, контроль за деятельностью которой осуществляется налоговыми резидентами РФ. Также в этот список вошли фонды, трасты и международные партнерства.

Закон об оффшорах

  • Проверка всевозможных видов торговли, экспортно-импортных операций. К ним относятся купля-продажа, транспортировка товаров на территорию России или, напротив, вывоз за рубеж. Оффшорные организации представляют порядка 60-70%
  • Анализ холдинговой деятельности. Контролируется приобретение оффшорной компании активов. В среднем в этом сегменте около 10–20% компаний оффшорных.
  • Контроль «личных кошельков». Непосредственно изучение личных активов физических лиц. В этом случае финансовые средства и использование их по своему усмотрению (для личных целей или вложения в бизнес).

Данный перечень может быть дополнен и другими нормативными актами, кроме того, в скором времени может быть разработан еще один законопроект. Оффшоры – неоднозначное понятие, поэтому российское законодательство практически не ограничивает нерезидентов за исключением некоторых отраслей. Подводя итог, можно сказать, что большинство зарубежных компаний сполна используют национальный режим благоприятствования.