Как правильно ввести дом в эксплуатацию в 2018 году
- акт о приеме-передаче объекта;
- акт соответствия сооружения техническим условиям;
- документ о соответствии параметров объекта техническим регламентам;
- схема размещения строения и инженерно-технических сетей в границах участка;
- планировочная организация земельного участка (может быть разработана заявителем самостоятельно).
- состав приемной комиссии;
- дата проведения проверки;
- место нахождения объекта;
- характеристика объекта (здание жилое, хозяйственное и т.д.);
- структурные части объекта (за каждую значимую часть члены комиссии несут ответственность);
- подписи всех членов комиссии (подтверждают соответствие объекта требованиям).
Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)
Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.
Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.
Вычет НДС до ввода в эксплуатацию основного средства
Именно такого подхода придерживаются контролирующие органы в отношении приобретенных основных средств. По их мнению, для вычета НДС необходимо, чтобы объект был принят к учету в качестве основного средства (письма Минфина России от 12.02.2015 № 03-07-11/6141, от 29.01.2013 № 03-07-14/06, от 24.01.2013 № 03-07-11/19, от 28.08.2012 № 03-07-11/330, от 16.08.2012 № 03-07-11/303).
Но в большинстве судебных споров судьи приходят к противоположному выводу (определение ВС РФ от 21.09.2015 № 309-КГ15-11146; пост. ФАС ВВО от 13.05.2014 № Ф01-1266/14, ФАС ПО от 05.09.2013 № Ф06-7762/13 по делу № А72-13061/2012 (определением ВАС РФ от 07.11.2013 № ВАС-15354/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС МО от 21.08.2013 № Ф05-7760/13). При этом они придерживаются иной трактовки тех же положений статей 171, 172 Кодекса, отмечая, что законодатель не связывает право на вычет по НДС с датой ввода в эксплуатацию основного средства. Суды признают отражение на счете 08 «принятием на учет» и считают основанием для получения вычета по НДС. Причем нередко такие решения суды выносили по заявлению налоговиков. Например, последние отказывали в вычете НДС в ситуации, когда с момента принятия объекта к учету на счете 08 до ввода в эксплуатацию (с отражением на счете 01) проходило более трех лет, а налогоплательщик при этом перестраховывался и принимал НДС к вычету на дату ввода объекта в эксплуатацию. Суды же в таких ситуациях указывали, что факт отражения стоимости приобретенных работ и товара на счете 08, а не на счете 01 не может служить основанием для увеличения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Кодекса.
Как ввести основное средство в эксплуатацию
Есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций, по этому вопросу (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09, от 19 сентября 2008 г. № 11258/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007, от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749, от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007, Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40), Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3, Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).
Срок полезного использования основного средства определяется на момент принятия его к учету исходя из ожидаемого срока его полезного использования и физического износа (абз. 1 п. 20 ПБУ 6/01). В случаях реконструкции, модернизации, достройки или дооборудования (т. е. улучшения технических характеристик) основного средства срок полезного использования пересматривается (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
Как ввести в эксплуатацию основное средство
Зачастую ввод в эксплуатацию имущества и его оприходование в качестве основного средства совпадают. Однако важно помнить, что в бухучете в составе основных средств отражают все имущество, которое отвечает определенным критериям. Понятие же ввода в эксплуатацию амортизируемого имущества используют для целей налогообложения.
Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.
Как ввести дом в эксплуатацию — пошаговая инструкция
Так можно узаконить и самовольную постройку, если у местных властей получить этот документ. Если есть подтверждение, что дом введен в эксплуатацию, то на практике это будет означать, что любые строительные работы были проведены в соответствии с Градостроительным Кодексом и нормативами, соблюден строительный проект.
Для совершения сделок с любой недвижимостью нужен свой пакет документов, а чтобы продать, подарить или оставить в наследство жилой дом прибавляется еще один документ – разрешение на ввод в эксплуатацию. И даже в том случае, если дом давно построен и используется для постоянного проживания, все равно при регистрации перехода права собственности обязательно затребуют этот документ.
Налоговый учет у ИП при продаже основного средства, не введенного в эксплуатацию
Если ранее вы подавали заявление о переходе на УСН, доходы и расходы (если вы выбрали объект доходы минус расходы, если нет, то только доходы) будут облагаться налогом при УСН. Если заявление о переходе на УСН вы не подавали, вам придется уплачивать налоги в рамках общего режима. То есть выполнять все формальности, связанные с НДС (об этом было сказано ранее), и включать стоимость имущества (без НДС) в налоговую базу по НДФЛ.
ПРИМЕР 2. Индивидуальный предприниматель А.В. Кузнецов работает на общем режиме и является плательщиком НДС. В марте 2013 года он приобрел новый компьютер стоимостью 45 000 руб. (без НДС). Компьютер предназначался для бухгалтера. Однако позже ему купили ноутбук, а компьютер использовать так и не начали. 15 августа предприниматель продал компьютер сторонней организации за 53 100 руб. (в том числе НДС 8100 руб.). Что будет в налоговом учете, если расходы на покупку компьютера были оплачены в марте 2013 года, а деньги от организации, купившей компьютер, поступили 22 августа?
Компьютер не вводился в эксплуатацию, поэтому амортизацию ИП на его стоимость не начислял. При отгрузке компьютера коммерсант должен был выписать покупателю счет-фактуру на сумму 53 100 руб. с выделенной суммой НДС — 8100 руб. На основании этого документа нужно сделать запись в книге продаж и начислить НДС в размере 8100 руб.
Так как расходы на покупку компьютера были оплачены в марте 2013 года, на дату его продажи предприниматель вправе учесть его стоимость (45 000 руб.) в расходах. Соответствующую запись он может сделать 15 августа 2013 года в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций. А на дату поступления денежных средств предприниматель должен учесть доходы, равные продажной стоимости компьютера без НДС, то есть 45 000 руб. (53 100 руб. – 8100 руб.).
Ввод в эксплуатацию производственных объектов
Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.
Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.
Как ввести дом в эксплуатацию — пошаговая инструкция и стоимость
- Для начала, требуется наличие технического паспорта здания, который выдается при согласованности постройки и проектной документации.
- Перед вызовом кадастрового инженера для составления технического паспорта, владелец новостройки убедиться, отвечает ли строение заявленным требованиям.
- После получения технического паспорта объекта, следует начать формирование пакета документов для оформления разрешения.
- Градостроительный план земельного участка, полученный заявителем на начальном этапе строительства.
- Разрешение на строительство, которое заявитель должен был получить до начала строительства в администрации муниципального образования, к которому относится земельный участок.
- Технический план дома, выданный специалистом кадастровой службы (кадастровым инженером).
- Заключение государственного строительного надзора (при необходимости).
- Заключение государственной экологической экспертизы (при необходимости).
3 шага, чтобы ввести дом в эксплуатацию
Таким образом, в Гражданском кодексе может появиться статья, разрешающая конфискацию земельного участка в случае неисполнения решения о сносе или реконструкции строения в установленный срок. Сроки сноса самостроя законом также установлены: максимальный срок составляет 12 месяцев, минимальный — 3 месяца, а для реконструкции — от 6 месяцев до 3 лет. Штрафы Кабинет министров предлагает внести изменения в КоАП, дополнив его статьей, которая предусматривает штраф для физлиц и индивидуальных предпринимателей в сумме от 20 тысяч до 50 тысяч рублей за неисполнение требований о реконструкции или сносу самовольной постройки.
Пакет новых законопроектов запрещает пользоваться и распоряжаться незаконными постройками, а самострой нужно будет снести или реконструировать за собственный счет. Если застройщика установить невозможно, то затраты на снос или реконструкцию ложатся на владельца земельного участка.