Материнский капитал        12 августа 2018        112         0

Учет общедомовой воды

Учет общедомовой воды

Сначала необходимо узнать общее число кубометров перерасхода. Перерасход общедомовой воды — это разница между итоговым расходом и суммарной нормой на всех жильцов. Предположим, что в доме 100 квартир, 50 из них имеют площадь 40 кв. м. и еще 50–70 кв.м. Перерасход равен, например, 210 кубометрам (горячая и холодная вода рассчитываются отдельно, но по одному и тому же принципу). Сначала вычисляем общую площадь всех квартир дома: 50*40 кв.м. + 50*70 кв.м. = 5500 кв.м. Теперь высчитаем величину перерасхода общедомовой воды на 1 кв.м.: разделим 210 на 5500. Итог: приблизительно 0,038. Этот коэффициент каждый жилец теперь может умножить на площадь своей квартиры и полученный результат умножить на тариф для горячей или холодной воды.

Уже четвертый год подряд действуют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые и закрепили такое понятие. Ранее уже практиковались подобные платы, формулируемые как, например, «водоснабжение МОП» (мест общего пользования). Такие строфы в квитанцию включаются управляющей компанией (к примеру, ТСЖ) и иногда тратятся не по назначению. Однако суть общедомовых нужд следующая: это услуги (электроснабжение, водоснабжение), не предоставляемые конкретным жильцам, а обеспечивающие имущество общего пользования.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Общедомовые приборы учета воды

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Общедомовой счетчик воды в многоквартирном доме за что платим

Холодной воды Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.
Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

Получается, что у частников водомеры «правильные», а у нас – нет, хотя все эти водомеры изготовлены на одних и тех же предприятиях и ничем не отличаются. Где логика и справедливость? А главное – где здравый смысл? Высокое водопроводное начальство разъясняет нам, что показания отдельных счетчиков будут признаны «правильными» только у тех жильцов, которые имеют индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных услуг. Мы не против. Каждый житель нашего дома имеет такие договоры с другими коммунальными организациями. А вот водоканал не спешит этого делать. Почему? Да потому что начальство этой организации прекрасно понимает, что не в состоянии выполнить свои договорные обязательства по соблюдению необходимого давления в трубах и по недопущению незапланированных отключений воды.
Но хотят при этом, чтобы мы платили «по нормативам». В нормальном цивилизованном обществе так не бывает.
Вашего дома установлены индивидуальные квартирные счетчики, и если сбить с них сумму потребления то получится 800 кубов. И что мы имеем, примерное потребления воды со счетчиков 9 куб метров в месяц, а в остальных без счетчика по 20 куб метров в месяц.

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 № 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства – гражданин, ответчик – гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды – недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды [10] . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Общедомовой учет ресурсов ЖКХ

Старый подход к сбору данных по расходу коммунальных ресурсов не несёт ничего хорошего. Узнать правильные цифры расхода ресурсов в той или иной квартире практически невозможно. Кто-то осознанно занижает показания, а кто-то и вовсе не платит за поставляемые ресурсы, надеясь, что общедомовой учёт всё спишет, а сознательные жители за них заплатят. Если осуществлять сбор данных с помощью импульсных или интерфейсных модемов, результат будет другим. В работе продаваемых нами приборов используется LPWAN — беспроводная технология передачи небольших по объёму данных на дальние расстояния. В личном кабинете через интернет можно наблюдать за расходом ресурсов в любой квартире и сразу наказывать жильцов, которые не платят.

Интересное:  Оформление купли продажи гаражей

LPWAN (Low-power Wide-area Network — «энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия») — беспроводная технология передачи небольших по объёму данных на дальние расстояния, разработанная для распределённых сетей телеметрии, межмашинного взаимодействия и интернета вещей.

Порядок установки приборов учета

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, согласно требованиям Жилищного кодекса (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Расхождение показаний общедомовых и квартирных счетчиков воды

На основании требований стандарта предприятия-производители выпускают квартирные водосчетчики классов А, В и С (более точные счетчики класса С достаточно дороги и практически не пользуются спросом). Наибольшее распространение получили приборы диаметром условного прохода 15 мм. Минимальный паспортный расход для класса А и В — 60 и 30 литров в час, для класса С — 15. При расходах меньших минимального водосчетчики работают неустойчиво. При расходах меньше порога чувствительности счетчики вообще не фиксируют расход ( на основании ГОСТ Р 50602-93 «Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия» расход должен составлять не более половины минимального расхода). Водосчетчики диаметром 15 мм, предлагаемые на отечественном рынке, в зависимости от производителя имеют в качестве порога чувствительности величину 6, 10, 12, 15, 30 литров в час. Таким образом, при водоразборе с расходом меньше порога чувствительности водосчетчика жилец получает «законное» право не платить за потребленную воду, что становится одной из причин появления небаланса показаний общедомового и суммы показаний квартирных водосчетчиков.

Водосчетчики в разное время суток работают как в паспортном диапазоне расходов, так и при расходах ниже минимального. Исследования, проведенные специалистами Московского государственного строительного университета показали, что расход воды в течение суток в усредненной квартире имеет дискретный характер:

Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодного и горячего водоснабжения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии горячего водоснабжения плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, не начисляется.
Однако плата за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в таком доме, которая включаются в состав платы за содержание жилого помещения, как правило, начисляется по установленному нормативу потребления, то есть без учета фактического водоснабжения. Постановление Правительства РФ, предусматривающее корректировку этой платы исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, на сегодняшний день еще не принято.
Вместе с тем общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о том, что размер расходов на оплату коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в этом доме, для целей расчета платы за содержание жилого помещения будет определяться на основе показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для собственника помещения в многоквартирном доме (далее также — МКД) плата за жилое помещение о коммунальные услуги включает в себя в том числе:
— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
— плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, вступившего в силу с 10.08.2017, далее — Закон N 258-ФЗ).
При этом под коммунальными ресурсами, потребляемыми при использовании и содержании общего имущества в МКД, понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно абзацам первому и второму п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее — Правила содержания общего имущества) с 01.01.2017 в расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
В свою очередь, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что по общему правилу потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунального ресурса, в том числе горячей воды.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает расходы на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые включаются в состав платы за содержание жилого помещения, и оплату горячего водоснабжения в качестве коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме (предоставленной на общедомовые нужды).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, предусмотрен п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с этой нормой в случае, если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее — ОДПУ), размер платы за такую коммунальную услугу определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Пункт 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, содержащий упомянутую формулу, предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, определяется исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в МКД и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
Из п. 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение в МКД объем (количество) горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, оборудованном ОДПУ, определяется по показаниям этого прибора учета.
При этом согласно п. 45 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с п. 44 тех же Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Отсюда можно прийти к выводу о том, что управляющая организация не вправе начислять собственникам помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, если в расчетном периоде такое водоснабжение не осуществлялось.
Что же касается оплаты горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД, как части платы за содержание жилого помещения, ее размер определяется иначе.
Абзацем третьим п. 29 Правил содержания общего имущества установлено, что при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, включая расходы на оплату горячей воды, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016. Согласно абзацу четвертому того же пункта при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые утверждаются в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Отметим также, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац пятый п. 29 Правил содержания общего имущества).
То есть положения п. 29 Правил содержания общего имущества предусматривают оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, в том числе и горячей воды, только исходя из установленных нормативов их потребления *(1).
Основываясь в том числе на указанных положениях, Минстрой России в п. 5 письма от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 пришел к выводу о том, что фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.
Иными словами, фактические расходы управляющей организации на оплату горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества в МКД, не влияют на размер платы за содержание жилого помещения (в составе которой, напомним, учитывается и оплата горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества).
Однако при определении размера такой оплаты собственниками помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, после 10.08.2017 необходимо принимать во внимание правила ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в редакции Закона N 258-ФЗ, который, как мы уже отмечали, вступил в силу с указанной даты.
Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ в действующей редакции предусматривает, что по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в таком доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.
То есть, как правило, размер расходов собственников помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в том числе горячей воды, определяется по установленным нормативам их потребления, но при этом производится перерасчет платы по показаниям ОДПУ в порядке, который устанавливает Правительство РФ.
Однако указанный порядок на сегодняшний день еще не установлен. Постановление Правительства РФ, предусматривающее ежегодную корректировку размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний ОДПУ, пока существует только в виде проекта (смотрите доработанный текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (подготовлен Минстроем России от 19.07.2017)).
Вместе с тем ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусматривает исключения из общего правила об определении суммы оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, по нормативам их потребления. В частности, если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, то размер таких расходов в составе платы за содержание жилого помещения определяется исходя из показаний этой системы учета при условии, что она обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний.
Кроме того, согласно той же норме общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в таком доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества:
— исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ;
— исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о том, что размер расходов на оплату коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в этом доме, для целей расчета платы за содержание жилого помещения будет определяться на основе показаний ОДПУ. В этом случае при отсутствии горячего водоснабжения плата за горячую воду в составе платы за жилое помещение учитываться не будет. Если такое решение не будет принято, плата за горячую воду как часть платы за содержание жилого помещения будет рассчитываться по нормативу потребления (независимо от фактического водоснабжения) до момента, когда будет произведена корректировка платы за очередной расчетный период исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (которое, как мы отметили выше, еще не принято).