Материнский капитал        22 июля 2018        156         0

Задолженность недействительная инвентаризации

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

При этом компании важно объективно представлять, на какие объемы задолженности к получению можно рассчитывать и в какой срок, а также каковы действительные объемы кредиторки предприятия перед контрагентами. Иными словами, требуется корректно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.

Кроме того, инвентаризация по решению руководителя может быть проведена и в иных случаях. Таким случаем, к примеру, может стать подготовка отчетности для потенциального инвестора либо совета директоров, на котором будут решаться стратегические вопросы развития фирмы.

Порядок инвентаризации дебиторской кредиторской задолженности в РФ в 2018 году

Крайне важно соблюдать правила инвентаризации с формированием сопровождающей документации с целью недопущения привлечения компании к материальной ответственности из-за предоставления различных недостоверных сведений относительно предпринимательской деятельности компании.

К примеру, с целью предоставления отчетности для стратегически важного для компании инвестора либо же кредитора, оформления с ним различных корпоративных отношений на базе доверия с демонстрацией высокого уровня репутации в области осуществления платежей фирмы.

Особенности инвентаризации кредиторской задолженности

В ходе проведения инвентаризации важно обоснованно распределять суммы в счет дебиторской и кредиторской задолженности. Неправильное отражение сумм может служить основанием к привлечению к административной ответственности с начислением штрафов на основании ст 120 НК согласно процедуре, установленной ст.15.11 КоАП РФ.

Инвентаризация заключается в мониторинге расчетов по сделкам с кредиторами. Сравниваются величины на разных счетах согласно правил бухгалтерского учета. Оцениваются значения показателей и сравниваются. В частности, основой эффективности работы организации является приемлемый коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. Ведется учет просроченных платежей, выявляются причины их возникновения.

Как проходит инвентаризация дебиторской задолженности в 2018? Пример

Денежные обязательства юридических или физических лиц перед предприятием относятся к дебиторской задолженности. Суммы возникают в связи с отсрочками оплаты по условиям договоров или пропуском дебиторами срока платежа. Для подтверждения данных учета о наличии задолженности, ее категории, дат погашения проводится инвентаризация. Порядок, документооборот, сроки ревизии утверждаются приказом в учетной политике. В данной статье мы разберем как проходит инвентаризация дебиторской задолженности в организациях, какие сроки и порядок проведения, какие счета бухгалтерского учета проходят проверку и какие документы необходимо оформить после инвентаризации.

Принятие своевременных мер позволяет определить задолженность как истребованную, что позволяет списать ее через 3 года после наступления просрочки. В отношении долгов работников комиссия устанавливает все случаи просрочки и выносит предложения по ее погашению.

Типичные ошибки при проведении процедуры инвентаризации

  1. Не утверждены порядок проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии и сроки проведения инвентаризации. Приказ нужно составить по форме. Его можно дополнить необходимыми реквизитами.
  2. Не получены расписки от материально ответственных лиц о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. До начала инвентаризации материально ответственные лица дают расписки в инвентаризационных описях. Имущество, которое поступит или будет отпущено во время инвентаризации, заносится в отдельные описи.
  3. Открыт доступ посторонних лиц к помещениям, в которых проводится инвентаризация. По инструкции перед уходом комиссия опечатывает помещения, где хранятся материальные ценности. В обеденный перерыв, ночное время требуется хранить описи в шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В приказе о назначении инвентаризации нужно указать ответственных лиц, в сейфе у которых будут храниться инвентаризационные описи (кассир, главный бухгалтер или руководитель)
  4. Отсутствуют некоторые из членов комиссии (болезнь, отпуск, командировка). На время отсутствия одного из членов комиссии инвентаризация приостанавливается. Либо его можно заменить другим сотрудником, зафиксировав это в приказе руководителя. Отсутствие хотя бы одного из членов комиссии будет являться основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
  5. Включаются в состав инвентаризационной комиссии материально-ответственные лица (по факту инвентаризируют сами себя).
  1. Не проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Для обоснования списания безнадежных долгов организация должна проводить инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются в акте.
  2. Несвоевременно отражены результаты инвентаризации. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация завершена. Если инвентаризация проводится перед составлением годовой отчетности, то ее результаты отражаются в бухгалтерской отчетности за год.
  3. Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре. Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах. По имуществу, которое находится на ответственном хранении, в аренде, составляются отдельные описи. Их лучше составить в трех экземплярах, чтобы передать один из них собственнику имущества. Форму такой описи можно утвердить самостоятельно.
  4. В описи есть ошибки и исправления, которые не подписаны и не заверены членами комиссии. Чтобы внести исправления, нужно во всех экземплярах описей зачеркнуть неправильную запись и поставить над ней правильные данные. Исправления заверяются подписями всех членов комиссии и лиц, ответственных за сохранность имущества, по которому делаются исправления.
  5. В описи не подведены итоги по каждой странице, есть незаполненные строки. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и их общий итог в натуральных показателях. Незаполненные строки прочеркивают.
  6. На последней странице описи отсутствует подпись материально ответственного лица об отсутствии претензий к комиссии и приеме имущества на ответственное хранение. В конце описи должна быть расписка материально ответственного лица в том, что проверка проводилась в его присутствии, у него нет претензий к комиссии, и он принял на хранение имущество, указанное в описи.
  7. При документальной проверке контролеры могут обнаружить, что документы, которыми оформляется инвентаризация (инвентаризационные описи, ведомости учета результатов инвентаризации, протоколы заседаний инвентаризационных комиссий), подписаны лицами, которые не упоминаются в соответствующих приказах. Как правило, данная ситуация возникает при увольнении члена комиссии и принятии на его должность нового сотрудника. Так как состав комиссии утверждается персонально, подписание документов такими лицами влечет за собой признание результатов инвентаризации недействительными.
  8. Отдельные члены рабочих инвентаризационных комиссий не контролируют при инвентаризации наличие ценностей, необоснованно доверяют перемеривание, взвешивание их самим материально ответственным лицам и записывают данные с их слов. Иногда заведующие складов убеждают неопытных членов комиссии, чтобы вместо денег, которые они обещают сдать в кассу как выручка, комиссия включила в описание различные материальные ценности. В связи с этим инвентаризационные комиссии обязаны проверять сущность и вероятность отчетов материально ответственного лица, сопоставлять их данные с журналами учета выданных поручений, осуществлять оперативные сверки с местными поставщиками для контроля своевременности и правильности оприходования материальных ценностей, поступающих на предприятие к проведению инвентаризации.
  9. Нередко комиссия при инвентаризации ограничивается только подсчетом количества мест тары, заполненной материалами. В свою очередь, это используется материально ответственными лицами для того, чтобы вместе с заполненной ценностями тарой подсчитать и пустую (бочки, ящики и т.п.), которая учитывается комиссией при инвентаризации как заполненная. С целью недопущения сокрытия недостач и хищений необходимо, чтобы комиссия при перечислении таких ценностей делала перестановку тары с одного места на другое и осуществляла проверку ее содержимого. Это усилит контроль со стороны инвентаризационных комиссий и не даст возможности материально ответственным лицам скрывать возможные недостатки.
Интересное:  Алименты на родителей пенсионеров размер

Внутренний контроль в учреждениях должен осуществляться в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете посредством проведения как ежегодных плановых инвентаризаций имущества и обязательств, так и внеплановых выборочных контрольных мероприятий в целях проверки обоснованности и эффективности принятых руководством управленческих решений, выявления отклонений, ошибок, нарушений в учете и своевременного их устранения. К сожалению, руководители учреждений, как и их финансовые службы, не всегда относятся к проведению инвентаризаций добросовестно.

Особенности инвентаризации задолженностей

Добровольная. Назначается по инициативе руководства, в соответствии с целесообразностью и характером работы организации. Может быть как сплошной, так и выборочной. Например, если процесс производства сопровождается активной закупкой ТМЦ, продажей готовой продукции, полуфабрикатов, то существует необходимость более часто проводить инвентаризацию задолженностей по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, чем это предусмотрено законом. В таком случае целесообразно назначить инвентаризацию раз в квартал, перед сдачей текущей отчетности, и закрепить этот порядок во внутренних нормативных документах.

Счета 70, 71, 73. Начисления и выплаты по расчетам с персоналом, по компенсациям, подотчетным суммам, причины возникновения и объемы дебиторской задолженности. Она может, например, свидетельствовать о нарушениях при расчетах с уволенными работниками, подотчетными лицами.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

  • первичными учетными документами, на основании которых числится дебиторская и кредиторская задолженность (товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, авансовые отчеты, платежные документы, бухгалтерские справки и т.д.),
  • приказами руководителя (на выплату компенсации за использование личного имущества, о привлечении работника к материальной ответственности и т.д.),
  • договорами (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, кредитные договоры с банками, договоры займа с другими организациями, договоры займа с работниками и т.д.).
  • начало исчисления срока исковой давности (может не совпадать с датой возникновения задолженности, устанавливается по условиям договора);
  • сведения о прерывании срока исковой давности (дата, основание);
  • сведения об истечении срока исковой давности (с учетом прерываний);
  • основания для признания задолженности нереальной ко взысканию.
Интересное:  Согласие отца на выезд ребенка за границу

Дебиторская и кредиторская задолженность: проводим инвентаризацию

  1. Осмотр соглашений, заключённых с финансовыми учреждениями, платёжных документов, банковские выписки о состоянии счёта, справки об исчислении процентных отчислений на основную сумму займа на их наличие в полном объёме.
  2. Проверка верности исчисления процентных отчислений.
  3. Отсеивание нецелевого использования кредитных средств.
  4. Проверка своевременности отражения в бухучёте взятых займов и исчисленных по нему процентов.

С принятием Федерального Закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» предприятиям предоставлено право самим подготавливать внутренние учётные документы. Их список и формы приводятся в учётной политике и утверждаются руководителем предприятия. Для протоколирования итогов инвентаризации можно использовать унифицированные бланки или разработать новые, взяв их за основу. В Постановлении Госкомстата России № 88 от 18.08.1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации» установлены ниженазванные документы:

Нарушения при проведении инвентаризации

При проведении инвентаризации комиссией могут быть допущены ошибки или неточности, которые приведут к искажению информации в целом и негативным последствиям для предприятия в целом. Например, если инвентаризация была плановой и осуществлялась по завершении налогового периода, то неточности, выявленные после проведения проверки, могут привести к искажению налогооблагаемой базы. О том, какие нарушения при проведении инвентаризации встречаются, мы расскажем сегодня.

Следовательно, чтобы в дальнейшем не возникало разногласий, необходимо придерживаться правил и норм, утвержденных законодательством и внутренними документами предприятия. Несмотря на то что судебная практика не рассматривает отсутствие инвентаризационных описей как грубое нарушение налогового законодательства, все же при их отсутствии неприятности с представителями служб могут возникнуть.

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами

Без исполнения данного предписания инвентаризация задолженности, равно как и иных показателей, не будет считаться состоявшейся. Указанный орган является постоянным и действует до истечения срока его назначения или же вплоть до образования комиссии в новом составе.

В любом случае основной целью сверки взаимоотношений с кредиторами и дебиторами являются проверка и подтверждение сумм задолженности, отраженных на соответствующих счетах бухучета. Также в сферу аудита входит оценка безнадежной или сомнительной к взысканию задолженности, в том числе и с истекшим сроком исковой давности.