Компенсации        13 ноября 2018        195         0

Судебный пристависполнитель как субъект административной юрисдикции

Третья группа субъектов административной юрисдикциивключает в себя иных участников административных правоотношений, складывающихся по поводу привлечения физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Субъекты административной юрисдикции

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абз. I ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Административно-процессуальное право

Теоретическую основу исследования составляют доктрина
административной юрисдикции, концепция судебной реформы, научные
идеи о правовом статусе субъектов административной юрисдикции, их
компетенции, обоснованные в теории права и науке административного
права (А.Б.Агапов, С.С.Алексеев, Д.Н.Бахрах, К.С.Бельский,
И.И.Веремеенко, И.А.Галаган, Е.В.Додин, М.И.Еропкин, Ю.М.Козлов,
А.П.Коренев, Б.М.Лазарев, А.Е.Лунев, М.Я.Масленников, Л.Л.Попов,
Б.В.Российский, Н.Г.Салищева, В.Е.Севрюгин, В.В.Скитович,

Судебно-административная юрисдикция Петрухин Алексей Алексеевич

а) Судьи рассматривают значительное число административных дел по правонарушениям, посягающим на права граждан (например, нарушения избирательных прав, законодательства о труде и его охране); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание); собственность (например, мелкое хищение); основы коммерческой деятельности (например, занятие запрещенными видами такой деятельности); финансы и систему налогообложения (например, воспрепятствование обследованию органом налоговой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений); порядок управления (например, неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника милиции); общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство).Дала об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде административного выдворения из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей. Рассмотрение значительного количества дел отнесено к компетенции судей арбитражных судов. Например, арбитражные судьи рассматривают такие дела об административных правонарушениях, как нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом, нарушение законодательства о лотереях, непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, нарушения требований к установке рекламной конструкции, неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок, недобросовестная конкуренция, ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления и т. д.

Судьи как субъекты административной юрисдикции

— согласительное производство — это разрешение адм.-правовых споров между субъектом РФ и федеральной властью, между субъектами РФ, между органами отраслевого и территориального управления РФ, между органами отраслевого и территориального управления субъектов РФ (основа в ст.85 Конституции РФ).

Судьи как субъекты административной юрисдикции

Производство по делам об административных правонарушениях является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. В рамках юрисдикции органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними

Все это во многом обусловило появление новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если ранее согласно КоАП РСФСР дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава, входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1).

Производство по делам об административных правонарушениях: участники производства

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Судебный пристависполнитель как субъект административной юрисдикции

Внутри- организационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и тп. Внешними считаются те государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий.

Субъекты административной юрисдикции

б) необходимость повышения уровня специализации в осуществлении
судебно-административной юрисдикции — закрепление в законе единого
субъекта административной юрисдикции первой инстанции — мировых
судей; исключение из ст. 23.1. КоАП РФ указаний на судей районных
(городских) судов, арбитражных судов как субъектов административной
юрисдикции первой инстанции;

Петрухин Алексей Алексеевич

Субъектами административного процесса выступают суды (судьи). Их деятельность носит юрисдикционный характер и заключается в рассмотрении определенной категории дел об административных правонарушениях, а также в рассмотрении правовых споров, касающихся действий и решений должностных лиц государственных органов, нарушающих права граждан. Административно-юрисдикционную деятельность судов следует рассматривать в качестве правосудия по административным делам. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего, суд не является органом управления и поэтому его деятельность нельзя характеризовать как форму управленческой деятельности. Характеристика суда (судьи) как управленческого органа невозможна, поскольку в такой ситуации игнорируется принцип разграничения функций исполнительной власти и правосудия. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что, применяя мерыадминистративного взыскания за административные проступки, судья осуществляет не исполнительно-распорядительную деятельность, а функции правосудия. Рассмотрение административного дела протекает в определенной процессуальной форме и основано на закрепленных в законе принципах правосудия. В качестве правосудия по административным делам следует рассматривать также и деятельность суда по разрешению жалоб граждан.

Интересное:  Как подать заявление на развод колпино

Субъекты административно-юрисдикционной деятельности

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 4
  • ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 11
  • ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 16
    • ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ 16
    • ПРАВОВЫЕ АКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 21
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
  • ЛИТЕРАТУРА 26
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Современный этап реформирования в России механизма государственного управления сопряжен с необходимостью разрешения целого ряда проблем. В их числе резкий рост в последнее десятилетие противоправных проявлений. С начала 90-х годов ежегодно привлекается к административной ответственности не менее 60 млн. человек, одна треть из них — по инициативе милицейских служб, из которых до 50 % — за проступки, посягающие на общественный порядок Рохлин В.И.. Стуканов А.П. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями // Правоведение. 1998. № 3. С. 94-95. .
  • Такая ситуация во многом объясняется не только снижением уровня законопослушности граждан, но и несовершенством российского законодательства об административных правонарушениях, что особенно проявилось на рубеже XXI века, когда выявилось несоответствие многих статей КоАП РСФСР положениям Конституции РФ. Вместе с тем нельзя не отметить и того, что органы государственной власти, управомоченные выявлять административные правонарушения и осуществлять по делам о них юрисдикционную деятельность, неадекватно относятся к тем негативным моментам, которые присущи административной деликатности.
  • Трудно переоценить значение КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. Поэтому знание положений КоАП РФ по вопросам административной юрисдикции является необходимым условием для успешного выполнения возложенных на сотрудников МВД задач.
  • ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
  • Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел в системе юрисдикционных органов занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий, что обусловлено особым характером выполняемых задач, основной объем которых связан с исполнительно-распорядительной, государственно-властной деятельностью.
  • Рассмотрение этой деятельности непосредственно связано с этимологическим аспектом понятия «юрисдикция». Принято считать, что термин «юрисдикция» происходит от латинских слов jus — «право» и dico -«говорю» Юридическая энциклопедия. М., 1998. С. 504. . В теории права под юрисдикцией обычно понимают установленную законом (или нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Многие правоведы, занимающиеся разработками общетеоретических проблем права, юрисдикцию определяют как «деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М. 1994. С. 148. .
  • Односторонние исследования юрисдикционной деятельности правоприменительных органов в немалой степени способствовали отсутствию в науке общепризнанного понятия «юрисдикция». Под юрисдикцией также подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции Большая советская энциклопедия: 2-е изд. М., 1957. С. 414: Краткий словарь иностранных слов. М., 1952. С. 472; Малая советская энциклопедия. Т. 10. М., 1982. С. 369. , а также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности Александров Н.Г. Теория государства и права. М., 1968. С. 491. .
  • Неоднозначному толкованию понятия юрисдикция способствовал и не совсем удачный перевод этого термина с латинского языка (jurisdictio — суд, судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio.
  • В советских энциклопедических словарях, юридических словарях (юридических энциклопедиях) юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Из такой трактовки юрисдикции просматривается неоправданно расширенное ее содержание, в связи с чем становится неясным отличие юрисдикционной деятельности от неюрисдикционной.
  • Существует и точка зрения о том, что термин «юрисдикция» образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил8.
  • В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.
  • В теории административного права юрисдикция рассматривается большинством ученых-административистов в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающим рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним.
  • Вместе с тем не верно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.
  • Под административной юрисдикцией следует понимать: во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), а во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-показательной (или карательной) юрисдикцией.
  • Следует, однако, учесть, что административно-наказательной (карательной) юрисдикция может быть названа только в случае, когда результатом административно-юрисдикционной деятельности было наказание правонарушителя. Производство по делам об административных правонарушениях не всегда заканчивается наказанием. Исходя из диспозиции ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть принято два варианта постановления по делу об административном правонарушении:
  • 1) о назначении административного взыскания;
  • 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  • В случае наложения административного взыскания можно говорить о том, что юрисдикция носила административно-наказательный (карательный) характер. Но в случае прекращения дела производством не следует называть такую юрисдикцию наказательной (карательной). К тому же ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ предусматривает прекращение дела при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5, 2.8, и 2.4 Кодекса, предусматривающими прекращение дела производством по различным основаниям, в том числе в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, т.е. субъект административно-юрисдикционного правоприменения, рассматривая дело, может оправдать лицо, привлекаемое к административной ответственности.
  • Более удачное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях — административно-деликтная юрисдикция (т.е. юрисдикция по административному деликту).
  • Заслуживает внимания и точка зрения, согласно которой в составе административной юрисдикции выделяют: 1) производство по жалобам; 2) производство по делам об административных правонарушениях и 3) согласительное производство Аникин С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикции органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ. 1996. С. 12-13. , выделенное в связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, в которой статьей 85 предусматривается возможность использования Президентом России согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Специфичность административной юрисдикции проявляется в том, что осуществляется она во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями.
  • Административная юрисдикция имеет много сходного со стадией судебного рассмотрения и разрешения [ражданских и уголовных дел, именуемой судебной юрисдикцией. Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятия по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции) Административная юрисдикция: Курс лекций. М.: ЮИ МВД РФ. 1994. С. 14. .
  • Основным признаком юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.
  • Таким образом, учитывая сложившиеся представления о понятиях «юрисдикция» и «административная юрисдикция», следует определить данную дефиницию следующим образом: Административная юрисдикция — это подведомственность и компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство.
  • Вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что административно-деликтная юрисдикция — это подведомственность, а также компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменителъной. правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях,
  • Таким образом, административно-деликтная юрисдикция является составной частью административной юрисдикции. Кроме того, если учитывать, что сердцевиной производства по делам об административных правонарушениях является рассмотрение и разрешение дела, т.е. непосредственно осуществление юрисдикционной деятельности, то следует, что административно-деликтная юрисдикция является и составной частью производства по делам об административных правонарушениях, а также производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса, включающего в себя совокупность административных производств:
  • — производство по принятию правовых (нормативных) актов государственного управления;
  • — производство по рассмотрению в аппарате управления обращений государственных и общественных организаций;
  • — производство по рассмотрению предложений и заявлений граждан (в порядке реализации принадлежащих им субъективных прав в сфере государственного управления);
  • — производство по жалобам и спорам, в том числе жалобам граждан на действия должностных лиц органов управления;
  • — производство по делам о применении мер поощрения к гражданам и организациям в сфере государственного управления;
  • — производство по делам о применении принудительных мер в сфере управления Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 230-237. .
  • Каждое из названных видов административных производств может быть разделено на подвиды. В частности в производстве по делам о применении принудительных мер в сфере управления обычно выделяют:
  • — производство по делам об административных правонарушениях;
  • — производство по делам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности и применением при этом мер предупредительного характера;
  • — производство по делам о возмещении в административном порядке причиненного материального ущерба;
  • — производство по делам о дисциплинарных проступках и др.
  • Административно-деликтную юрисдикцию осуществляют десятки органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Только по делам об административных правонарушениях полномочиями по осуществлению административной юрисдикции обладает 61 орган (без учета органов административной юрисдикции, определяемых правовыми актами субъектов Федерации) .
  • Среди них особое место занимают органы внутренних дел (милиция), что напрямую связано с многогранностью задач, возложенных на них законодательством. Правовую основу административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел составляет Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции).
  • Учитывая, что органами внутренних дел (милицией) согласительное производство не осуществляется, следует выделить два вида административно-юрисдикционных производства: 1) по делам об административных правонарушениях и 2) по жалобам.
  • Наиболее юридически оформлено производство по делам об административных правонарушениях (административно-деликтная юрисдикция.
Интересное:  Присваивается ли ип инн

Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции

Анализ статей главы 23 КоАП РФ, содержащей конкретный перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, показывает, что основное количество субъектов административной юрисдикции составляют государственные органы исполнительной власти.

Проблема сужения круга субъектов административной юрисдикции

стране судебная реформа, усложнение административно-деликтного законодательства потребовали повышения профессиональных начал в разрешении дел об административных правонарушениях. Эту задачу выполнил КоАП РФ, отведя судьям доминирующее место в системе субъектов административной юрисдикции, расширив возможности судебной защиты общественных отношений от административно-наказуемых деяний. Полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях закон наделил судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но конструируя систему субъектов административной юрисдикции, законодатель «забыл» суды. Судьи, перечисленные в ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают дела об административных правонарушениях в первой инстанции. В работе обосновывается предложение об указании в ст. 22.1 и 23.1 не только судей, но и судов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях во второй инстанции.

Судебный пристависполнитель как субъект административной юрисдикции

13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве