Материнский капитал        26 июля 2018        173         0

Как установить публичный сервитут

Как установить публичный сервитут

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Как установить публичный сервитут

Решение об установлении публичного сервитута выражается в тексте нормативного правового акта, в котором должны быть указаны следующие сведения: объект недвижимости (земельный участок), место нахождения земельного участка, кадастровый номер (для этого требуется пройти обязательную процедуру межевания границ земельного участка), собственника или иного владельца земельного участка, обременяемого публичным сервитутом, название сервитута (публичный), содержание сервитута, срок его действия и условия установления.

Одним из часто задаваемых вопросов также является вопрос о возможности установления публичного сервитута по решению суда. В отношении частного сервитута этот вопрос решен в ч. 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута». Полагаем, что норма статьи 23 Земельного кодекса Российской федерации, установившая основания установления публичного сервитута (законом, нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления) является императивной, и не подлежащей расширительному толкованию.

РЕШЕНИЕ Думы Каменского городского округа от N 61 — ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ — О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка.

Рассмотрев представленный Администрацией Каменского городского округа проект Положения «О порядке установления публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Каменского городского округа», в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ, руководствуясь статьей 23 Устава муниципального образования «Каменский городской округ», Дума Каменского городского округа решила:

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

Интересное:  Какие нужны документы чтобы подать на развод в загс

Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах

Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
Например:

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

Процедура установления публичного сервитута

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России

Ограниченность земельных ресурсов и постоянное возрастание потребности в земельных участках давно потребовали от юридической науки выработки таких конструкций, которые бы минимизировали споры, сохраняя, с одной стороны, имеющееся землепользование, и, с другой, обеспечивали бы интересы других владельцев как сопряженных земельных участков, так и прочих объектов недвижимости. Именно так родилось право сервитутов.

Интересное:  Заявление об отказе от наследства в пользу другого наследника

Кроме того, стоит отметить так же, что установление публичного сервитута ограничит права собственника участка, так как собственник утратит возможность использования своего участка и получения прибыли в полной мере. Однако законодатель предусмотрел право собственника участка, обремененного публичным сервитутом, потребовать от органов государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную плату только в одном случае, когда установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка [п.7 ст. 23 ЗК РФ]. Данное положение кодекса требует пересмотра, поскольку логично было бы предположить тот факт, что собственник участка, обремененного публичным сервитутом, получит право потребовать соразмерную плату от указанных органов независимо от наличия или отсутствия значительных затруднений в использовании участка. В подобном случае, как один из возможных вариантов, может возникнуть право такого собственника на частичное избавление от уплаты земельного налога на период действия публичного сервитута.

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов

Было бы разумным введение отдельного порядка оформления документации при создании, регистрации линейных объектов. Лишь некоторые из линейных объектов требуют непосредственного владения земельным участком. Вместе с тем, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках линейных объектов в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников или лиц, использующих земельные участки на иных правах. Как правило, линейные объекты не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, создавая несущественные неудобство в пользовании для собственника.

Сами линейные объекты в практических и познавательных целях допустимо квалифицировать по различным основаниям. Так, взяв за классификационный признак последнюю из приведенных нами выше характеристик линейных объектов, все линейные объекты допустимо поделить на подземные, наземные и надземные линейные объекты.

Публичные сервитуты могут начать устанавливать по заявлениям граждан

Депутат Госдумы Андрей Туманов предлагает 1 закрепить, что публичный сервитут может быть установлен по заявлению гражданина, которое должно быть рассмотрено в срок не позднее 30 дней со дня подачи. В настоящее время публичные сервитуты устанавливаются федеральными или региональными законами либо муниципальными актами с учетом общественных слушаний (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ). Однако право жителей той или иной территории инициировать возникновение сервитута не установлено.

Речь идет об обязанности собственника земельного участка обеспечить проход или проезд по нему (в том числе если дорога ведет к озеру, реке и т. п.), возможность осуществления на участке ремонта коммунальных, инженерных и электрических сетей, прогона через участок сельскохозяйственных животных и т. п. (п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ). Публичность сервитута означает, что воспользоваться им может любое желающее лицо.