Материнский капитал        01 августа 2018        196         0

Органы управления товарищества собственников жилья

Тема 11

Некоторые полномочия председателя правления товарищества перечислены в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ, но они также должны быть конкретизированы. Председатель правления заключает сделки от имени товарищества, но пределы его полномочий в этой сфере ЖК РФ не определил, оставив это на усмотрение товарищества собственников жилья. Ограничения по сумме сделки и ряда взаимосвязанных сделок, скорее всего, будут зависеть от стоимости имущества товарищества и масштабов его предпринимательской деятельности.

Среди перечисленных в ст. 148 ЖК РФ обязанностей правления следует выделить те, которые правление как коллегиальный орган просто не в состоянии решить (п. 3, 5, 6, 7). Эти обязанности входят в компетенцию председателя правления. Что касается договоров, то их условия могут быть предметом обсуждения членами правления, если речь идет о крупных сделках, но подписывать от имени товарищества любой договор вправе только председатель правления или лицо, которому председатель выдал на это доверенность.

Органы управления ТСЖ

Общее собрание членов ТСЖ ежегодно утверждает годовой отчет о деятельности Правления Товарищества (пп. 8.2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ), а также определяет размер вознаграждения членов Правления Товарищества, в том числе Председателя Правления Товарищества (пп.11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Общее собрание членов ТСЖ имеет право не только избрать членов Правления Товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) Товарищества, но и досрочно прекратить их полномочия (пп.3 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Руководство деятельностью ТСЖ осуществляет коллегиальный исполнительный орган управления — Правление Товарищества. Правление ТСЖ избирается из числа членов Товарищества и подотчетно общему собранию членов Товарищества (пп. 3 п. 2 ст. 145, п. 2 и 4 ст. 147 ЖК РФ).

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Правление ТСЖявляется коллегиальным исполнительным органомТСЖ, осуществляющим руководство текущей деятельностью ТСЖ, что обусловливает широкую компетенцию правления ТСЖ: оно вправе решать все вопросы, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции вышестоящего органа ТСЖ – общего собрания членов ТСЖ.

К исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся: внесение изменений в устав, принятие решений о реорганизации или о ликвидации, избрание правления, утверждение годового плана финансовой деятельности, принятие решения о сдаче в аренду общего имущества и др.

Жилищное право России

Общее собрание товарищества бывает годовым или внеочередным, когда созывается по инициативе собственника помещения, даже если он не является членом ТСЖ, так как в ч. 1 ст. 146 ЖК РФ указывается на инициативу лица, а не члена ТСЖ, а ч. 1.1. ст. 146 ЖК РФ предлагает руководствоваться ст. 45-48 ЖК РФ при определении порядка проведения общего собрания. В ч. 4 ст. 45 «Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» ЖК РФ установлен порядок созыва общего собрания собственником помещения, в связи с этим вывод о том, кто может быть инициатором созыва собрания, соответствует установленному общему порядку. Инициатором проведения общего собрания членов ТСЖ может быть и его правление (п. 8 ст. 148 ЖК РФ).

К органам управления ТСЖ не относится председатель правления (ст. 144 ЖК РФ), в отличие от потребительских кооперативов (ст. 115 ЖК РФ), хотя он наделен полномочиями организационного и властного характера, в связи с этим вполне обоснованно в юридической литературе его относят к единоличному исполнительному органу 1 Крюкова Е.С. Товарищество собственников жилья // Цивилист. 2012. № 2. С. 55-60. управления товарищества. Достаточно сослаться на его право действовать без доверенности от имени товарищества (ч. 2 ст. 149 ЖК РФ), чтобы констатировать, что он относится к органам ТСЖ (ст. 53 ГК РФ).

Органы управления и контроля товарищества собственников жилья (ТСЖ)

  • соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;
  • контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;
  • составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;
  • управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
  • наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;
  • заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • созыв и проведение общего собрания членов товарищества;
  • выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.
Интересное:  Час классификатор единиц измерения

Естественно, в товариществе собственников жилья должен существовать орган, который будет осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Таким органом является ревизионная комиссия (ревизор), которая избирается общим собранием членов ТСЖ не более чем на два года. Немаловажный пункт – членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления товарищества.

Функции органов управления товарищества собственников жилья

Вступительные взносы, как и обязательные платежи, устанавливаются решением общего собрания ТСЖ. Вступительные взносы – плата, взимаемая при вступлении в ТСЖ новых членов. Расходование вступительных взносов производится в соответствии с уставом ТСЖ. Кроме вступительных, общим собранием ТСЖ могут устанавливаться и иные взносы (регулярные членские взносы, целевые взносы и т. п.) в соответствии с уставом. Общим собранием может быть принято решение и не устанавливать вступительные и иные взносы.

Общее собрание ТСЖ – это собрание собственников квартир и помещений дома, которые вступили в члены ТСЖ. Вступить в члены ТСЖ можно проголосовав за создание ТСЖ на общем собрании собственников, если ТСЖ только создается, или подав заявление о вступлении в члены уже существующего в вашем доме ТСЖ.

Органы управления ТСЖ

Решения на общем собрании принимаются с помощью голосования. Количество голосов, необходимое для принятия решения, по каждому отдельному вопросу отличается. Самые важные вопросы решаются большинством голосов, но для некоторых достаточно две трети от всего количества участников. Причем выбор вопросов определен уставом.

Непосредственное управление товариществом осуществляется общим собранием. Этот коллегиальный орган управления тсж имеет довольно обширную сферу деятельности. Ведь управление многоквартирным домом подразумевает решение большого количества вопросов, которые касаются всех жильцов. Членом этого органа управления может быть только владелец помещения.

Статья 144

Общее собрание членов товарищества и правление товарищества являются коллегиальными органами, первый из которых состоит из всех членов товарищества, второй — из определенного, более ограниченного числа членов товарищества . Данные органы по отношению друг к другу функционируют согласно определенной иерархии, поскольку правление товарищества не только избирается общим собранием членов товарищества, но и в своей деятельности подотчетно ему. Это связано с тем, что общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества, а правление товарищества — исполнительным органом управления товарищества.
———————————
Д.И. Мейер относительно коллегиальности органов управления юридического лица отмечал, что «большей частью несколько физических лиц составляют орган юридического лица». При этом он также обращал внимание на то, что «орган юридического лица — совокупности лиц физических — может быть составлен или таким образом, что несколько физических лиц составляют орган юридического лица, или все лица, входящие в состав юридического лица, в совокупности составляют его орган» (Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 127).

По существу, задача общего собрания членов товарищества как высшего органа управления товариществом сводится к формированию воли товарищества по основополагающим вопросам его деятельности как юридического лица, к определению концептуальных подходов в решении наиболее важных вопросов, связанных с деятельностью товарищества. К примеру, общее собрание членов товарищества утверждает годовой план о финансовой деятельности товарищества и отчет о выполнении такого плана, принимает решения о реорганизации и ликвидации товарищества, о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, а также решения по вопросам, связанным с внесением изменений в устав товарищества, избранием правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установлением размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, образованием специальных фондов товарищества, определением направлений использования доходов от хозяйственной деятельности товарищества (см. комментарий к ст. 145 ЖК).

Интересное:  Выселение непрописанного человека из муниципальной квартиры

Членство и органы управления ТСЖ

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствуют более половины членов или их представителей.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. В уведомлении о проведении общего собрания указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Органы управления товарищества собственников жилья

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья согласно п. 2 ст. 145 ЖК РФ относятся такие вопросы, как, во-первых, внесение изменений в устав товарищества. Изменения в устав подлежат регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для внесения изменений в устав ТСЖ необходимо ознакомить членов товарищества с их текстом, т.е. заинтересованные лица должны или раздать своевременно проект документа, или иным образом предоставить возможность ознакомления. Далее необходимо, чтобы члены ТСЖ, присутствующие на общем собрании, одобрили их простым большинством голосов. Необходимость внесения изменений может быть продиктована как внесением поправок в закон, так и иными обстоятельствами. Во-вторых, принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества. Реорганизация и ликвидация ТСЖ проводятся на основании положений ст. 140, 141 ЖК РФ и норм гражданского законодательства о реорганизации и ликвидации юридического лица. ТСЖ по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Согласно п. 2 ст. 141 общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Для положительного решения вопроса о реорганизации или ликвидации потребуется квалифицированное большинство голосов общего числа членов ТСЖ в 2/3, а не только тех из них, кто присутствует на общем собрании.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, формирующие и выражающие волю ТСЖ, действующие в соответствии с законами, иными правовыми актами и уставом, — п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ. Под органом управления юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений, а являются лишь его частью.