Всё про коэффициент бонус-малус (КБМ)
За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.
При расчете стоимости полиса ОСАГО используется ряд параметров (в том числе и коэффициент бонус-малус), увеличивающих или уменьшающих его цену. Итоговая сумма страховки вычисляется путем последовательного умножения базовой ставки на каждый из них. Такой метод позволяет страховщику сбалансировать стоимость полиса со степенью риска в каждом конкретном случае.
Pavlushechka › Блог › Коэффициент бонус-малус (КБМ) при покупке ОСАГО
Чтобы Вы лучше могли понять, сколько потеряет водитель из-за страховой выплаты, рассмотрим пример. Иван Иванович 10 лет управляет автомобилем и не был виновником дорожно-транспортных происшествий. Его класс равен 13, а КБМ равен 0,5. Иван Иванович живет в Москве и управляет автомобилем Renault Logan (75 л.с.).
Обратите внимание, таблица позволяет получить теоретическое значение КБМ. На практике значение КБМ зачастую может быть выше, чем при теоретическом расчете. Дело в том, что хитрые страховщики могут намеренно не вносить КБМ в базу данных РСА, чтобы получить больше денег за тот же самый страховой полис. При этом водители, плохо разбирающиеся в теме и предварительно не рассчитавшие стоимость ОСАГО, легко попадаются на удочку менеджера.
Знакомимся с понятиями: что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО
Каждый современный владелец транспортного средства знает, что ему не обойтись без полиса обязательного автогражданского страхования (ОСАГО), ведь без него невозможно даже оформить ПТС. Если при оформлении страховки речь заходит о КАСКО, то стоимость полиса устанавливается страховой компанией. С ОСАГО все наоборот – цену регулирует государство, делая ее единой для всех. Стоимость страховки является произведением определенной ставки на несколько коэффициентов, среди которых главную роль играет бонус-малус.
- Левая колонка таблицы содержит информацию о классе водителя. В ней требуется найти интересующий класс. К примеру, третий. Он характерен для всех владельцев транспортных средств, которые оформляют страховой договор впервые.
- Дальше требуется определиться со страховой историей, т.е. выявить количество ДТП во время прошлых договоров страхования, где водитель был признан виновником происшествия. В нашем случае таких аварий нет, так как страховка оформляется первый раз.
- Затем определяется колонка с количеством убытков. Это необходимо для того, чтобы определить класс на следующий страховой период. В нашем примере это четвертый класс.
- КБМ четвертого класса равняется 0,95 (в соответствии с таблицей).
Коэффициент бонус-малус по ОСАГО
Важно отметить, что до 2008 года этот показатель был привязан к определенной машине. Так, после ее продажи или утилизации, коэффициент приходилось нарабатывать с нуля. Но теперь этот коэффициент закреплен за конкретным водителем и не теряется, ни при продаже авто, ни при смене страховщика. Эти изменения имеют вес, но только в том, случае, если перерыв в страховании не менее 12-ти месяцев, в противном случае зарабатывать КБМ придется с самого начала.
- В полис вписано ограниченное количество водителей. В этом случае коэффициент бонус-малус рассчитывается для каждого водителя индивидуально. Причем, если у одного воителя скидка 45%, а у другого – 20%, то за расчет идет исходя из наименее наименьшего показателя, то есть 20-ти %. Здесь также действует правило: если в ДТП попал только один водитель, то второму все равно присваивается 5-ти процентная скидка.
- В полис вписано неограниченное количество водителей. В этом случае класс присваивается по собственнику транспортного средства. То есть класс имеет привязку к паспорту собственника и конкретному авто. То есть имя скидку в 40% на конкретное авто, при его продаже и покупке нового скидка сгорает.
Порядок применения коэффициента — бонус-малус
Если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц, то к ласс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО [3].
По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО (при условии, что собственник и транспортное средство не изменились).
При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).
С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 01 января 2011 года.
Таблица КБМ ОСАГО 2018
У Сергея Петровича был 9 класс. Двигаясь по строке, нужно посмотреть новый коэффициент, который присваивается водителю, у которого было 3 аварии. Новый класс, который получает аварийный водитель, равен 1 или повышающий коэффициент 1,55. Получается, клиент должен оплатить повышенную страховую премию.
К примеру, вы несколько лет подряд, без аварий, оформляете договор на машину ВАЗ 2110 и заработали максимальный класс, в размере 50%. При покупке новой машине, Kia Ria, при условии неограниченного количества лиц, по ОСАГО, вам будет присвоен начальный – 3 показатель. Получается, новая машина – это новая система скидок.
Всё про коэффициент бонус-малус (КБМ)
В сети есть множество платных и бесплатных ресурсов, предлагающих услуги по восстановлению КБМ. Мы не знаем, насколько надежен данный способ, но на подобных сайтах автолюбителям обещают быстрое решение проблемы, поэтому он и указан в списке первым. Аналогичные сервисы есть на сайтах некоторых страховых компаний. Возможно, они будут надежнее, чем страницы неизвестных интернет-ресурсов.
- Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
- Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
- Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.
Таблица КБМ ОСАГО 2018 года
Важно следить за правильностью расчетов, чтобы не переплачивать за страховку. Нередки случаи, когда страховая компания несвоевременно передает данные о безаварийной езде. Найти ошибку в расчетах не так-то просто, из-за этого невнимательные клиенты покупают более дорогие полисы.
Существует единая база данных для всех водителей, которая находится на сайте РСА. С ее помощью каждый может самостоятельно определить свой КБМ. Для удобства на нашем сайте приведена таблица КБМ ОСАГО 2018 года. Она содержит все возможные варианты и значения коэффициента. Воспользоваться ей несложно, это отнимет всего несколько минут, зато убережет от переплаты.
Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО самостоятельно
- возраста водителя;
- стажа вождения;
- показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
- характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
- региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
- коэффициента грубых нарушений (КН);
- от общих условий договора;
- наличия или отсутствия прицепа или ограничений.
Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии. От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.
Расчет КБМ: определяем скидку на ОСАГО самостоятельно
Крайне редко КБМ указывается в страховом полисе. Поэтому, чтобы определить свой класс по ОСАГО и, соответственно, размер скидки или надбавки, придется обратиться к страховщику, произвести расчет КБМ самостоятельно с помощью таблицы или воспользоваться базой РСА.
Названия столбцов показывают количество случаев в прошлом периоде, при которых производилась выплата компенсации. Соответственно, первый столбец с цифрой 0 означает, что аварий не было, а пятый, с числом 4+, свидетельствует о том, что человек попал ДТП более четырех раз. Цифры и буквы в теле таблицы показывают, как меняется класс ОСАГО в зависимости от количества происшествий на дороге по его вине.