Формирование дел
Дела формируются в течение одного календарного года. В учебных заведениях обычно документы группируются в течение учебного года (т.е. с сентября по август). Однако существует определенная специфика в формировании ряда категорий дел. К ним относятся судебные дела, дела, решения по которым выходят за рамки календарного (учебного) года. В течение всего периода работы формируются дела выборных органов комиссий, творческих групп.
В небольших организациях дела формируются централизованно в службе документационного обеспечения управления или у секретаря. Если организация крупная, документы руководства формируются и хранятся в службе документационного обеспечения управления, а остальные документы группируются в дела и хранятся в структурных подразделениях, в которых с ними работали.
Сроки хранения документов по личному составу: что изменилось
Ранее, в соответствии с Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утвержден Главархивом СССР 15.08.1988; далее – Перечень 1988), срок хранения на основные категории документов составлял 75 лет ЭПК минус возраст. В указаниях по применению Перечня 1988 можно найти такую информацию: «Для документов, которым установлен срок хранения 75 лет – «В» ЭПК, исчисление срока хранения следует проводить с учетом возраста человека (обозначенного буквой «В») к моменту окончания дела. Продолжительность хранения дела после его окончания делопроизводством должна равняться разности 75 лет – «В», где «В» – возраст лица к моменту окончания дела.». То есть когда человеку исполнялось 75 лет, его документы по личному составу можно было уничтожать. Например, в 2000 г. можно было уничтожать документы, работников 1925 г. рождения, в 2000 г. им исполнилось 75 лет. Предполагалось, что к этому возрасту человек уже оформил себе пенсию, ему не требуется подтверждение стажа работы, заработной платы и т.п.
2. Федеральный закон № 125-ФЗ дополнен ст. 22.1 «Сроки временного хранения документов по личному составу», где определен новый срок хранения документов по личному составу – 50 лет. Он касается документов, созданных начиная с 2003 г., за исключением документов по личному составу государственных служащих (не гражданских и не муниципальных).
Как в свете последних изменений закона об архивном деле определять сроки хранения личных дел
2) в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, – с даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
В теории и практике архивного дела давно сложилось и соблюдается проверенное и профессиональное правило исчисления сроков хранения документов – с 1 января календарного года, следующего за годом исполнения документа / завершения дела в делопроизводстве / окончания личного дела. Потому что срок собственно архивного хранения документов начинается после того, как они утратили в делопроизводстве свое оперативное управленческое значение, т.е. считаются «исполненными», завершенными.
Личная карточка работника
В разделе «Отпуск» ведется учет всех видов отпусков, предоставляемых работнику в период работы в организации. Здесь нужно указать вид отпуска, за какой период он предоставляется, дату его начала и окончания, количество дней, основание — номер приказа и его дату.
В разделе «Прием на работу, переводы на другую работу» должны содержаться ссылки на даты и номера приказов о назначении, перемещении или увольнении работников. Эти сведения необходимо заносить максимально корректно, так как они служат основанием для подтверждения трудового стажа сотрудника. В конце каждого раздела этой записи (в графе 6) должна стоять подпись сотрудника.
Личные дела срок хранения
- в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, – в течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, – с даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в иных организациях – не менее 75 лет со дня создания.
- в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, – в течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, – с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
- в иных организациях – не менее 50 лет со дня создания.
Срок хранения личных дел сотрудников сократят почти вчетверо
Минкультуры России предлагает внести в закон новую ст. 18.1, полностью посвященную хранению документов по личному составу. Согласно этой статье, в течение 75 лет будут храниться лишь документы, созданные до 2003 года, а также документы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости и на пенсию по выслуге лет. Срок хранения других документов сокращается до 20 лет.
В министерстве поясняют, что в 2003 году ПФР создал информационную базу индивидуального персонифицированного учета. Таким образом, больше нет смысла при начислении пенсий обращаться к архивам организаций. Сокращение срока хранения позволит разгрузить архивы и снизить расходы работодателей, а также муниципальных и государственных архивов.
Сроки хранения личных дел осужденных к лишению свободы и лиц, состоящих на учете инспекции
- Сроки хранения моего личного дела в системе исполнения наказаний (ДИН МВД РБ).
- Когда данное личное дело подлежит уничтожению
- Куда личное дело осужденного передается после хранения его в системе ДИН МВД РБ.
- Какими нормативными и законодательными актами регламентируется оформление, сроки хранения, делопроизводство личных дел осужденных к лишению свободы.
Ваше заявление рассмотрено в Департаменте исполнения наказаний МВД Республики Беларусь.
Разъясняем, что оформление, сроки хранения личных дел осужденных к лишению свободы регламентированы Постановлением МВД Республики Беларусь. Личные дела освобожденных хранятся в архивах исправительных колоний в течение двух лет со дня истечения срока наказания, установленного приговором суда. Ваше личное дело хранится в архиве исправительной колонии № 22 до 15.05.2008 года. После 15.05.2008 года личное дело будет уничтожено по акту.
Формирование дел
Есть еще одна особенность в данном вопросе. Проблема вся состоит в том, что некоторые личные дела хранятся постоянно в архивах компании. И они не уничтожаются ни через 10 лет, ни через 100. Под данное правило попадают досье руководителей организации, а также дела государственных служащих. Не стоит забывать о подчиненных, у которых имеются награды, медали и разнообразные звания.
Не стоит забывать о том, что любой ответственный работодатель в целях соблюдения рабочих процессов, а также для обеспечения собственной безопасности составляет разнообразные акты. Например, об отказе подписи приказа об увольнении. Подобная документация должна тоже храниться в личных делах. Результаты аттестационных работ и прочие приказы, влияющие на работу того или иного кадра — это еще несколько пунктов, дозволенных ко внесению в досье.
Сколько хранятся личные дела уволенных сотрудников
- Заявление о приеме на работу, написанное сотрудником;
- Экземпляр трудового договора, заключенного между работодателем и работником организации;
- Анкета работника;
- Документы, которые подтверждают образование сотрудника или определенный уровень квалификации;
- Документы, которые отражают принятие на конкретную должность в организации данного работника (например, кадровые переводы);
- Рекомендации предыдущих работодателей;
- Ксерокопии всех необходимых личных документов, таких как паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельства и т.д.
- Документы, подтверждающие увольнение работника (заявление сотрудника, приказ руководителя).
- Полное название организации;
- Номер личного дела физлица;
- ФИО работника компании;
- Дата приема в организацию сотрудника и, соответственно, дата его увольнения (даты начала и завершения личного дела). При этом даты должны совпадать со сведениями, указанными в приказах директора организации о приеме и увольнении сотрудника;
- Число страниц личного дела. Заполнить эту информацию следует при непосредственной передаче документов в архив личных дел уволенных работников;
- Срок, в течение которого компания обязуется хранить данные материалы.
Ведение личного дела сотрудника
- заполненная анкета компании;
- копии паспорта (разворот с личными данными и пропиской);
- копия ИНН;
- копия СНИЛС;
- копия военного билета (для мужчин);
- диплом или иные документы об образовании;
- фотография (цветная или черно-белая);
- характеристика с прошлого места работы;
- заявление работника о приёме на работу;
- копия приказа о приёме сотрудника на работу;
- копия трудового договора и должностной инструкции;
- опись документов в личном деле;
- иные документы;
- копия заявления/приказа на увольнение сотрудника.
Для предпринимателей, в отличие от государственных учреждений, ведение личных дел сотрудников не обязательно, так как порядок кадрового учёта работников частных компаний устанавливается локальными нормативными актами, а не законодательно. Поэтому кадровые работники могут заводить личные дела не на всех сотрудников, а только на основную часть, в которую входят: